Метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа как инструмент социального познания

##article_type.OXGNGB##
Для цитирования
Адамьянц Т.З. Метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа как инструмент социального познания // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2025. № 61. С. 259-286. DOI: https://doi.org/10.19181/4m.2025.34.2.7 EDN: OXGNGB

Аннотация

Статья посвящена описанию истории возникновения и развития, методологическому обоснованию и непосредственно исследовательской процедуре метода интенционального (мотивационно-целевого) анализа, разработанного в рамках российской академической науки доктором психологических наук, профессором социологии Т. М. Дридзе. Данный метод относится к качественным: объектом изучения оказываются смысловые аспекты коммуникационных взаимодействий в системе «человек–социокультурная среда». Предмет изучения — особенности и коммуникационные механизмы социальных смыслов социокультурной среды в ракурсе инициированных ими социально значимых процессов, с одной стороны, и, с другой, — особенности преломления функционирующих в социуме смыслов в «картинах мира» представителей разных, в том числе социоментальных, групп. Актуальность применения метода связана с новыми возможностями социального познания: социоментальной дифференциацией на основании проявленных навыков понимания в сфере социальной коммуникации; доказательном выявлении смысловых доминант и коммуникационных механизмов в анализируемых произведениях, материалах, исторических документах, пропагандистских кампаниях; прослеживании в режиме реального времени смысловых особенностей коммуникационных взаимодействий в цифровой среде и т д. Утверждения автора проиллюстрированы данными комплексных социологических исследований, проведённых с применением анализируемого метода.
Ключевые слова:
социальная коммуникация, семиосоциопсихология, метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа, информативно-целевой анализ, интенция, смысл, понимание, социоментальные группы

Биография автора

Тамара Завеновна Адамьянц, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник

Литература

1. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука. 1984. 232 с.

2. Дридзе Т. М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. М.: Наука, 1990. С. 85-103.

3. Акимкин Е. М. Информативно-целевой анализ // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: КРАСАНД, 2015. С. 107-109. EDN: VECWAF.

4. Дридзе Т. М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии // Общественные науки и современность. 1996, № 3. С. 145-152.

5. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология. М.: Высшая школа, 1980. 224 с.

6. Дридзе Т. М. Организация и методы лингвосоциопсихологического исследования массовой коммуникации. М.: МГУ, 1979. 281 с.

7. Киселева И. П. Информативно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 110-116. EDN: TZKIBB.

8. Дридзе Т. М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. Кн. 1 С. 5-42.

9. Gadamer H.-G. Philosophical Hermeneutics. Berkeley: University of California Press, 1976. 243 p. ISBN 0520029534.

10. Дильтей В. Описательная психология. Второе издание. СПб. Алетейя, 1996. 160 с.

11. Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновский. М.: Логос, 2004. 232 с.

12. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: А-cad. 1994. 407 с. ISBN 5-85962-021-7.

13. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 200 с. ISBN 978-5-534-06898-6.

14. Peirce Ch. Collected Papers. Vol. 6. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard Univercity Press, 1956. 944 p.

15. Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / Под ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. М.: Политиздат, 1980. 446 с. EDN: ZFYRNF.

16. Адамьянц Т. З. Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. 2023, т. 34, № 1. С. 51-67. DOI: 10.31857/S023620070024827-6. EDN: SLPYJC.

17. Alexander J. C., Smith Ph. Strong Program in Cultural Sociology // The Handbook of Sociological Theory. New York: Routledge, 2001. P. 135-150. DOI: 10.1007/0-387-36274-6_7.

18. Oevermann U., Allert T., Konau E., Krambeck J. Structures of Meaning and Objective Hermeneutics // Modern German Sociology / Ed. by V. Meja, D. Misgeld. New York: Columbia University Press, 1987. P. 436-447. DOI: 10.4324/9780429355301-27.

19. Pearce W. B., Cronen V. E. Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities. New York: Praeger, 1980. 340 p.

20. Pearce W. B. Making Social Worlds: A Communication Perspective. Malden, MA: Blackwell Publishers, 2007. 272 p. ISBN 978-1405162609.

21. Ионова О. Е. Конструирование социальной реальности в теории координированного управления смыслообразованием // Вестник МГИМО-Университета. 2010, № 4. С. 130–136. DOI: 10.24833/2071-8160-2010-4-13-130-135. EDN: MVBSPH.

22. Адамьянц Т. З. Социоментальные группы в социальном познании // Социологические исследования. 2015, № 7. С. 117-128. EDN: UCFOAN.

23. Гурвич Ф. М. Методы и процедуры получения экспертной информации (ч.1) // Экономика и математические методы. 1973, т. IX, № 5. С. 962–975.

24. Гурвич Ф. М. Методы и процедуры получения экспертной информации (ч. 2) // Экономика и математические методы. 1973, т. IX, № 6. С. 1157-1169.

25. Задачи и методы социоментального развития современной молодежи: теория, исследования, эксперименты. НИР: грант № 15-06-02540 / Под рук. Т. З. Адамьянц. Российский фонд фундаментальных исследований, 2015-2017. EDN: RXKFTI.

26. Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме. НИР: грант № 11-06-00503 / Под рук. Т. З. Адамьянц. Российский фонд фундаментальных исследований, 2011-2013.

27. Развитие коммуникативных навыков личности в зависимости от степени диалогичности социокультурной среды. НИР: грант № 08-06-00487 / Под рук. Т. З. Адамьянц. Российский фонд фундаментальных исследований, 2008-2010.

28. Адамьянц Т. З. Актуальные смыслы современной социокультурной среды // Общественные науки и современность. 2020, № 5. С. 121-130. DOI: 10.31857/S086904990012327-1. EDN: QIWWWD.

29. Адамьянц Т. З. Латентные технологии информационных войн и «двойных стандартов» // Социологические исследования. 2016, № 12. С. 123–127. EDN: XGVSKB.

30. Адамьянц Т. З. Смыслы и смысловые нюансы на открытых интернет-платформах как предмет социологического изучения (на примере блогов патриотической направленности в «Дзене») // Социологическая наука и социальная практика. 2023, т. 11, № 4. С. 204-220. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.9. EDN: UOQHTI.
OXGNGB
Статья

Поступила: 15.04.2025

Опубликована: 17.12.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Адамьянц, Т. З. (2025). Метод интенционального (мотивационно-целевого) анализа как инструмент социального познания. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (61), 259-286. https://doi.org/10.19181/4m.2025.34.2.7
Раздел
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ