Об ошибочных трактовках методологии фокус-групп

Научная статья
  • Сергей Александрович Белановский Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Москва, Россия sbelan@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-4993-1944
Для цитирования
Белановский С.А. Об ошибочных трактовках методологии фокус-групп // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2025. № 60. С. 247-277. DOI: https://doi.org/10.19181/4m.2025.34.1.7 EDN: GKDXYY

Аннотация

Выступление на семинаре им. В.А. Ядова в Институте социологии ФНИСЦ РАН. 16 декабря 2024 г.
Ключевые слова:
фокус-группа, методология фокус-групп, групповое интервью, проективные методы, групповая динамика, модератор

Биография автора

Сергей Александрович Белановский, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Москва, Россия
Кандидат экономических наук, ведущий инженер

Литература

1. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Пер. с англ. Т.Н. Федоровской. М.: ВЦИОМ, 2021. 91 с.

2. Merton R. К. The focused interview and focus groups: continuities and discontinuities // The Public Opinion Quarterly. 1987, vol. 51, № 4. P. 550–556.

3. Белановский С. А. Глубокое интервью и фокус-группы. М.: Директ-Медиа, 2022. 456 с. EDN: ICGNRZ. ISBN: 978-5-4499-3109-2.

4. Goldman A. E., McDonald S. S. The group depth interview: Principles and practices cliffs. NJ: Prentice-Hall, 2007. 192 p. ISBN: 9780133654042.

5. Morgan D. L. Focus Groups as Qualitative Research. Newbury Park: Sage Publications, 2002. 85 p.

6. Белановский С. А., Никольская А. В. Методология качественных исследований. М.: ВЦИОМ, 2024. 109 с. EDN: CHQTCU. ISBN: 978-5-906345-53-0.

7. Мельникова О. Т. Фокус-группы. Метода, методология, модерирование. М.: Аспект пресс, 2007. 320 с. EDN: RAZOAN. ISBN: 978-5-7567-0449-5.

8. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144 с. EDN: DSGGHU. ISBN: 5-88860-03903.

9. Gorden L. R. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. Chicago: The Dorsey press, 1997. 554 p.

10. Templeton J. F. Focus Groups: A Guide for Marketing and Advertising Professionals. Chicago: Probus, 2010. 323 p. ISBN: 978-1557381118.

11. Brotherson M. J., Goldstein B. L. Quality design of focus groups in early childhood special education research // Journal of Early Iny-ervention. 2012, vol. 16, № 4. P. 334—342. DOI: 10.1177/105381519201600404.

12. Greenbaum T. The practical handbook and guide to focus group research. Txington, MA: D. C. Heath and Company, 1998. 191 p.

13. Траут Д., Райс Э. Маркетинговые войны. М.: Питер, 2024. 304 с. ISBN: 978-5-459-01652-9.

14. Белановский С. А. О роли дискуссии в фокус-групповых исследованиях. Не опубликовано.

15. Tuckman B. Developmental Sequence in Small Groups // Psychological Bulletin. 1965, № 63(6). P. 384—399. DOI:10.1037/h0022100.

16. Барр К., Уильямс С. История изобретений. М.: Самокат, 2023. 40 с. ISBN: 978-5-91759-980-9.

17. Полани М. Личностное знание / Пер. с англ. М.Б. Гнедовский, Н.М. Смирнова, М.Б. Гнедовский, Б.А. Старостин. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
GKDXYY
Статья

Поступила: 13.01.2025

Опубликована: 20.08.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Белановский, С. А. (2025). Об ошибочных трактовках методологии фокус-групп. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (60), 247-277. https://doi.org/10.19181/4m.2025.34.1.7
Раздел
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ