Использование модели Раша для измерения эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов: методический опыт
Выражение признательности
Исследование поддержано грантом РГНФ 08-06-00694а «Разработка методики анализа качества опросников для измерения латентных переменных» (2008–2010). Научный руководитель – профессор А. А. Маслак
Для цитирования
Маслак А.А., Ковалева Н.И., Юрченко Л.Г. Использование модели Раша для измерения эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2016. № 34. С. 105-130.
Аннотация
Цель данного исследования – измерение эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов к образовательной среде «Мы вместе» в рамках теории латентных переменных. Дано операциональное определение латентной переменной «эффективность программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов к образовательной среде» в виде набора индикаторов. Решены следующие задачи: определена степень совместимости индикаторов, используемых для измерения эффективности воспитательной программы, сконструирована линейная шкала для измерения социально-психологической адаптации детей-мигрантов, определено местоположение респондентов и пунктов опросника на сконструированной линейной шкале. Оценка воспитательной программы «Мы вместе» дана в рамках теории латентных переменных на основе рандомизированного сравнительного эксперимента типа «до – после».
Ключевые слова:
измерение латентных переменных, модель измерения, измерение эффективности воспитательной программы
Литература
Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests. Copenhagen: Danish Institute for Educational Research, 1960 / Expanded edition, with foreword and afterword by B.D. Wright. Chicago: University of Chicago Press, 1980.
Andrich D. Advanced Social and Educational Measurement. Perth, Western Australia: Murdoch University, 2001.
Andrich D. Rasch Models for Development. L.: Sage Publications, Inc., 1988.
Bezruczko N. Rasch Measurement in Health Sciences. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2005.
Bond T.G., Fox C.M. Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. Mahwah; N.J.; Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2001.
Maslak A.A., Karabatsos G., Anisimova T.S., Osipov S.A. Measuring and Comparing Higher Education Quality between Countries Worldwide // Journal of Applied Measurement. 2005. Vol. 6. No. 4. P. 432–442.
Smith E.V., Smith M.S. Introduction to Rasch Measurement: Theory, Models and Applications. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2004.
Wright B.D., Masters G.N. Rating Scale Analysis. Chicago: MESA PRESS, 1982.
Wright B.D., Stone M.H. Best Test Design. Chicago: MESA PRESS, 1979.
Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2007.
Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 2. Ч. 3. С. 19 – 23.
Маслак А.А., Поздняков С.А. Методика измерения и мониторинга уровня жизни населения в субъектах Южного федерального округа Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2008. Т. 4, № 10. С. 159 – 171.
Маслак А.А., Поздняков С.А. Модель Раша для проверки качества метода измерения толерантности // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 26. С. 87–104.
Маслак А.А., Поздняков С.А., Данилов А.А. Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 102–108.
Данилов А.А., Маслак А.А. Исследование точности измерения латентной переменной в зависимости от числа градаций индикаторных переменных // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5. № 11. С. 106 – 114.
Ковалева Н.И. Особенности адаптации детей-мигрантов // Социально- гуманитарные знания. Региональный выпуск. Краснодар, 2009. С. 375–378.
Ковалева Н.И. Проблемы этнической идентичности детей-мигрантов // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Федерации психологов образования России, 2008. С. 93–94.
Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации // Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования России 13-15 декабря 2007 года. М.: Федерации психологов образования России, 2007. С. 377–378.
Ковалева Н.И. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения // Психология образования: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 26-27 апреля 2007 г.) / Под ред. Е.Ю. Пряжниковой. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2007. С. 22–26.
Юрченко Л.Г., Ковалева Н.И. Психологические особенности культурно-образовательной среды детей-мигрантов // Материалы II Международной научно-практической конференции «Этнические и межэтнические проблемы современного российского общества». Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. С. 147–154.
Andrich D., Sheridan B.S., Luo G. Rumm2020: Rasch Unidimensional Measurement Models. RUMM Laboratory Perth, Western Australia, 2003.
Andrich D. Advanced Social and Educational Measurement. Perth, Western Australia: Murdoch University, 2001.
Andrich D. Rasch Models for Development. L.: Sage Publications, Inc., 1988.
Bezruczko N. Rasch Measurement in Health Sciences. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2005.
Bond T.G., Fox C.M. Applying the Rasch Model: Fundamental Measurement in the Human Sciences. Mahwah; N.J.; Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, 2001.
Maslak A.A., Karabatsos G., Anisimova T.S., Osipov S.A. Measuring and Comparing Higher Education Quality between Countries Worldwide // Journal of Applied Measurement. 2005. Vol. 6. No. 4. P. 432–442.
Smith E.V., Smith M.S. Introduction to Rasch Measurement: Theory, Models and Applications. Maple Grove, Minnesota: JAM Press, 2004.
Wright B.D., Masters G.N. Rating Scale Analysis. Chicago: MESA PRESS, 1982.
Wright B.D., Stone M.H. Best Test Design. Chicago: MESA PRESS, 1979.
Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2007.
Маслак А.А., Махненко А.Я., Поздняков С.А. Методика измерения латентных переменных в образовании и других социально-экономических системах // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 2. Ч. 3. С. 19 – 23.
Маслак А.А., Поздняков С.А. Методика измерения и мониторинга уровня жизни населения в субъектах Южного федерального округа Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2008. Т. 4, № 10. С. 159 – 171.
Маслак А.А., Поздняков С.А. Модель Раша для проверки качества метода измерения толерантности // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2008. № 26. С. 87–104.
Маслак А.А., Поздняков С.А., Данилов А.А. Измерение уровня развития инфраструктуры сферы образования // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 102–108.
Данилов А.А., Маслак А.А. Исследование точности измерения латентной переменной в зависимости от числа градаций индикаторных переменных // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2009. Т. 5. № 11. С. 106 – 114.
Ковалева Н.И. Особенности адаптации детей-мигрантов // Социально- гуманитарные знания. Региональный выпуск. Краснодар, 2009. С. 375–378.
Ковалева Н.И. Проблемы этнической идентичности детей-мигрантов // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М.: Федерации психологов образования России, 2008. С. 93–94.
Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации // Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования России 13-15 декабря 2007 года. М.: Федерации психологов образования России, 2007. С. 377–378.
Ковалева Н.И. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения // Психология образования: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (Славянск-на-Кубани, 26-27 апреля 2007 г.) / Под ред. Е.Ю. Пряжниковой. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2007. С. 22–26.
Юрченко Л.Г., Ковалева Н.И. Психологические особенности культурно-образовательной среды детей-мигрантов // Материалы II Международной научно-практической конференции «Этнические и межэтнические проблемы современного российского общества». Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. С. 147–154.
Andrich D., Sheridan B.S., Luo G. Rumm2020: Rasch Unidimensional Measurement Models. RUMM Laboratory Perth, Western Australia, 2003.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Маслак, А. А., Ковалева, Н. И., & Юрченко, Л. Г. (2016). Использование модели Раша для измерения эффективности программы социально-психологической адаптации детей-мигрантов: методический опыт. Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М), (34), 105-130. извлечено от https://www.soc4m.ru/index.php/soc4m/article/view/3732
Выпуск
Раздел
ПРАКТИКИ СБОРА И АНАЛИЗА ФОРМАЛИЗОВАННЫХ ДАННЫХ